Родился
в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской
молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с
отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем
украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района
Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В
июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука
воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском
сражении и битве под Москвой.
В январе 1942 года был тяжело ранен
осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из
уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы
посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его
жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были
замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года — заведующий Онуфриевским
районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня
своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш
Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил
кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор
учебно-воспитательного процесса».
Сухомлинский создал оригинальную
педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на
признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть
ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность
сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование
«мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
Сухомлинский строил процесс обучения как
радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения
учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя,
художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок,
художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную
эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла
авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими
кругами за «абстрактный гуманизм».
В целостном виде взгляды Сухомлинского
представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других
произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы
Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение
исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в
Павлышской школе (1975).
Сухомлинский — автор около 30 книг и
свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его
жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974,
посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях
тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства,
воспитывал гражданина.
9