В чем непреходящая прелесть басен Крылова? Почему мы часто цитируем его, даже порой и не вспоминая, что это Крылов? Прежде всего, дело, конечно, в самобытности таланта нашего баснописца. Крылов смог интернациональные сюжеты басен — а они действительно гуляют по всему свету и конкретно не принадлежат ни одному народу — сделать русскими, национально окрашенными.
«...Этот человек загадка, и великая!.. - писал К. И. Батюшков о Крылове. Крылов очень мало рассказывал о себе. Даже близкие люди порой не знали его биографии. Жизнь Ивана Андреевича Крылова полна загадок, первая среди них: где и когда родился? Местом его рождения считается Москва, исследователи его творчества датой рождения чаще называют 13 февраля 1769 года.
Итак, Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера, который был вынужден переезжать с места на место. После отставки семья поселилась в Твери. Где и как учился Иван Крылов - еще одна из загадок его жизни. Во многих биографиях рассказывается , что учился он в доме помещика Львова, вместе с его детьми, как говорилось тогда - «из милости». Жизнь не баловала Крылова. Ему рано пришлось познакомиться с тяжелой стороной жизни и зарабатывать на хлеб. В 1778 году у мальчика умер отец, семья осталась совершенно необеспеченной. Иван начал работать в губернском магистрате, где служил раньше его отец. Правда, чиновником он был нерадивым — старший канцелярист регулярно бивал его за «пустое и бесполезное занятие» - чтение всевозможных книг
В 1782 Крыловы переехали в Петербург. Счастливо избежав прозябания в провинции, молодой человек увлекся театром, отказывал себе в куске хлеба, чтобы посмотреть спектакль. Еще в Твери он начал писать пьесы. Первым дошедшим до нас сочинением Крылова была комическая опера «Кофейница». В Петербурге он продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования . Ему удалось выучить французский язык, а позднее и итальянский, и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Крылов был знаком с миром артистов и литераторов. Им было написано 13 пьес. Некоторые из них были напечатаны и поставлены в театре .
Басни, принесшие Крылову всероссийскую славу, начали появляться с 1805 года. Басни становятся его страстью, его единственным вдохновением. Основные темы басен — обличение крепостных порядков, крепостников и бюрократов, обличение человеческих грехов и пороков, порой они рождались из реальных событий. Конкретный случай забывался, басни оставались. Они сразу всем понравились. О них много говорили, ими искренне восхищался А. С. Пушкин, их читали и учили наизусть дети и взрослые, аристократы и крестьяне. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «НАВИ ВОЛЫРК» . Но, если вы прочитаете это имя задом наперед, сразу все поймете. Отдельной книгой басни были напечатаны в 1807 году.
К тому времени автор окончательно поселился в Петербурге и устроился на службу в Публичную библиотеку. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книги — спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом, в начале его работы в библиотеке было всего 4 русские книги! Понадобилось много труда, чтобы приумножить библиотечный фонд, и в этом немалая заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. Тридцать лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой. В 1841 году он вышел в отставку, но продолжал трудиться, готовил новое издание своих басен: выправлял, переделывал, переписывал их.
Об уникальном даровании нашего великого баснописца говорит то, что многие фразы из его басен стали крылатыми. Они стали украшением русского языка. Надо обладать уникальным даром проникновения в сердцевину родного языка, чтобы народ воспринял их как народную поговорку.
«А Васька слушает, да ест» - из басни «Кот и повар»
«А вы, друзья. Как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» - «Квартет»
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона» - «Слон и Моська»
«Да только воз и ныне там» - «Лебедь, рак и щука»
Можно приводить еще и еще примеры крыловских строк, ставших крылатыми словами. Их десятки и десятки. Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».
|